Предметом нашего рассмотрения будет
являться рассмотрение взаимосвязи возрастной
периодизации развития психики (развития
личности, интеллектуального и социального
аспектов развития) с этапностью развития в
онтогенезе функциональной асимметрии полушарий
(ФАП), а также возрастная регрессия с возвратом к
онтогенетически более ранним формам организации
ФАП (искусственные сенситивные периоды).
Индивидуально-типологическое личностное
развитие описывается с точки зрения
типологического подхода К.Г.Юнга[1],
интеллектуальное - применительно к развитию
когнитивных структур по Ж.Пиаже [2; 3], социальное
развитие представляется в рамках
психодинамических концепций, применяемых в
психотерапии. Вначале необходимо рассмотреть
общие закономерности психического развития и
его возрастной периодизации.
1. Общие принципы возрастного психического
развития. Сенситивные периоды.
В развитии психики ребенка выделяется
ряд возрастных периодов с характерными
особенностями формирования восприятия и
мышления, других высших психических функций
(ВПФ), а также свойственной для каждого из них
сенситивностью, специфической восприимчивостью
для развития определенных ВПФ, наиболее ярко
проявляющейся в развитии речевых функций
(сенситивные периоды). Выделяются также
критические периоды, или кризисы развития
(Л.С.Выготский [4]), через смену которых происходит
возрастное развитие психики, подчеркивающие его
неравномерность. При этом переход от одного
периода к другому может проявляться в виде
резкого изменения, "скачка" развития
(А.Коссаковский [5]). Физиологически критический
период характеризуется "преобразованием
одного доминантного состояния, свойственного
предыдущему возрастному периоду, в существенно
новое доминантное состояние, требующееся в
последующем возрастном периоде" (И.А.Аршавский
[6]). Критичность развития ВПФ, приуроченного к
определенному периоду, проявляется в
необратимом, как принято считать, угасании
возможностей эффективного развития
соответствующих способностей после перехода
возрастных границ данного периода
(Я.Л.Коломинский [7]). В этой связи понятия
сенситивных и критических периодов во многом
близки и нередко объединяются (И.С.Кон, 1979 [8]).
Известно, что неравномерность психического
развития является его неотъемлемым, внутренне
ему присущим свойством (Б.Г.Ананьев [9]). При этом
необходимо рассматривать ее не только во внешнем
аспекте, как неравномерность темпов развития
психики в целом - чередование периодов ускорения
и замедления темпов развития, а в критические
фазы возможность кратковременного регресса - но
и во внутреннем, структурном аспекте, как
асинхронность развития отдельных
функциональных систем, либо различных подсистем
внутри одной системы (межсистемная и
внутрисистемная гетерохрония, по П.К.Анохину [10]).
Гетерохрония, являясь отражением внутренней
противоречивости развития, может
рассматриваться как его внутренний источник
(Л.И.Анцыферова, 1988 [11]) Другим основополагающим
принципом психического развития представляется
принцип эпигенеза, являющийся общим системным
принципом прогрессивного развития, формирования
систем все более возрастающей сложности с
переходом к более высоким уровням организации
путем интеграции прежних способов организации с
новыми с последующей их модификацией (Е.Ф.Рыбалко
[12]). Индивидуальность темпов развития,
отсутствие единого унифицированного ритма
развития для всех детей (А.Валлон, цит. по [13]) при
сохранении общих закономерностей развития -
перехода от одного периода к другому, наличия
единого плана, или вернее, последовательности
стадий развития позволяет говорить лишь об
ориентировочных возрастных границах каждого
периода, с выраженными индивидуальными
вариациями. Размах вариации с возрастом имеет
тенденцию к росту при переходе от одного периода
к другому, соответственно возрастные границы
периодов становятся более размытыми. Это связано
с известной закономерностью уменьшения с
возрастом роли генетических факторов развития с
присущей им жесткой детерминированностью, и
возрастания влияния факторов социальных, более
вариабельных. При этом более значимую роль
начинает играть индивидуальный опыт как фактор
развития (М.Тышкова, 1990 [14]). В частности, подобное
снижение влияния генетических факторов в период
пубертатного созревания было показано
Н.Г.Липовецкой с соавт. (1975 [15]). По мнению
М.С.Егоровой, В.В.Семенова (1988 [16]) с возрастом
уменьшается степень генетической
обусловленности межиндивидуальной изменчивости
таких черт темперамента и личности, как
активность, эмоциональность, социабельность,
экстраверсия и интроверсия, невротизм. Можно
сослаться также на эволюционногенетический
принцип (Т.М.Марютина, 1988 [17]), согласно которому
филогенетически более молодые функции обладают
большей индивидуальной изменчивостью. Подобный
принцип может быть применим к описанию не
отдельных ВПФ, а филогенетически различных
функциональных подсистем, последовательно
входящих в целостную мозговую организацию
соответствующих ВПФ на разных этапах онтогенеза.
Как будет рассматриваться далее, на ранних
этапах (младенческий и ранний детский периоды)
это подсистемы, связанные в первую очередь с
проекционными зонами коры; на последующих этапах
(дошкольный и школьный периоды) - подсистемы,
связанные с фронтальным неокортексом,
филогенетически более молодым образованием.
-
2. Психодинамическая периодизация
возрастного развития психики.
В основе психодинамических концепций
развития лежит выдвинутое еще З.Фрейдом
предположение о том, что основные характеристики
личности, ее базовая структура формируются в
раннем детском возрасте, сохраняясь практически
неизменными на протяжении всей последующей
жизни. При этом отношение к людям, окружающим
ребенка в первые годы жизни (в первую очередь
родителям), впоследствии проецируется,
переносится на других людей, значимых для
индивида (т.н. трансфер), определяя тем самым его
взаимодействия в социуме, семейные отношения и
пр. Развитием данного положения являются
представления А.Адлера об индивидуальном стиле
жизни, связанном со стратегией самоутверждения,
или жизненном плане, описываемом им как
"самодовлеющая целенаправленность", из
которой "проистекает целостность личности"
[18]. В современных психодинамических схемах эти
фрейдовские представления трансформировались в
понятия о "жизненном сценарии" (Э.Берн [19])
или "исходной потенциальной способности к
установлению отношений", образующей
"незаполненную матрицу, в которую в ходе
дальнейшего развития будут вписываться все
последующие системы отношений" (Л. Шерток [20]).
Известная фрейдовская периодизация личностного
развития делает основной акцент на развитии
либидо [21], рассматривая его как важнейшую
движущую силу развития и описывая тем самым в
основном развитие психосексуальное. Она
включает 4 этапа: оральный (первый год жизни),
анальный (приучение ребенка к регулированию
физиологических отправлений, до 2-3 летнего
возраста), фаллический (промежуточный, латентный)
и генитальный (приуроченный к началу полового
созревания). При этом, по мысли Фрейда, может
происходить как бы "застревание" на
определенных этапах развития, приводящее к
формированию у взрослого индивида личностных
черт, описываемых как "оральный характер"
или "анальный характер". Одной из ведущих
современных психодинамических концепций
периодизации личностно-социального развития
является схема Э.Эриксона (Э.Эриксон [22; 23];
Д.Элкинд [24]), с точки зрения которой психическое
развитие индивида, формирование
"идентичности" проходит через ряд
психосоциальных кризисов. На каждом из
нормативных кризисных этапов происходит выбор
позитивного либо негативного варианта развития
определенных личностных черт, определяющих в
дальнейшем жизненную позицию человека, его
отношения в социуме. Если внутренние конфликты,
свойственные определенной стадии развития,
остаются неразрешенными (негативный вариант
развития), то в зрелом возрасте они могут
проявляться в виде инфантилизма. При этом новые
выборы накладываются, наслаиваются на уже
произведенные и закрепленные в структуре
личности (эпигенез). В контексте данной работы
наибольший интерес представляют первые 4 этапа,
являющиеся как бы развитием фрейдовской
периодизации (см. табл. 1). Во многом сходны с
эриксоновской периодизацией и другие
психодинамические схемы, в которых
прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в
первую очередь необходимо отнести схему
жизненных установок в трансактном анализе
Э.Берна [19], лежащую в основе т.н. "жизненного
сценария": отношение к себе и близким "Я+/-"
и "Ты+/-", образующие в сочетании 4 базовые
позиции - "Успех", "Превосходство",
"Депрессивность", "Безнадежность"-
дополняемые отношением к социуму - "Они+/-").
Данная схема, которая также складывается в
первые годы жизни (Т.Харрис [25]), рассматривается
М.Е.Литваком (1995 [26]) с добавлением установки
"Труд+/-" (отношение к предметной
деятельности) как "социоген" - стабильный
личностный комплекс, формирующийся в возрасте до
5 лет и определяющий социальные взаимодействия
индивида, его жизненный путь. В терминах
психологии схема Э.Берна, являющаяся по сути
метафорической, условной (разработанная для
прикладных целей практической психотерапии, она
далека от научной строгости) очевидно,
непосредственно связана с "Я-концепцией".
Согласно И.Н.Калинаускасу [27], "Я-концепция"
тесно связана с типом личности и включает 3
основных блока: "Я как Я", "Я как другой",
"Я как Мы (Они)", что перекликается с
берновскими личностными установками
"Я/Ты/Они". По мнению автора данной модели,
описываемый ей тип личности складывается к
5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою
стабильность, и характеризуется
индивидуально-типическим способом обработки
информации. Последовательность же формирования
этих личностных установок в процессе
возрастного развития, по-видимому, описывается
формулой "Ты-> Я-> Они": "Через Ты
человек становится Я" (М. Бубер [28]). Во многом
сходны с эриксоновской периодизацией и другие
психодинамические схемы, в которых
прослеживается эпигенетический принцип. К
психодинамическим моделям развития личности,
базирующимся на принципе эпигенеза, можно
отнести и 3-этапную модель В.Шутса [29],
представляющую собой не только периодизацию
возрастного развития, но и оригинальную
метафорическую модель структуры личности
(Присоединение - Контроль - Открытость). Эта схема
имеет очевидную аналогию с известной в
отечественной психологии концепцией трех
компонентов социального развития личности в
онтогенезе по А.В.Петровскому [30], включающей
последовательно сменяющие друг друга процессы (1)
адаптации, (2) индивидуализации и (3) интеграции.
3. Личностно-типологический подход К.Г.Юнга.
К психоаналитическим взглядам на
развитие т.н. "ядра личности" примыкает и
рассматриваемая в аналитической психологии
К.Г.Юнга [1] концепция личностных типов, которые
формируются в детстве, начиная с самых ранних его
этапов. Юнговские психологические типы, или
социотипы в терминологии А.Аугустинавичуте (цит.
по [31]), описываются далее согласно модели
К.Бриггс и И.Бриггс-Майерс [32], включающей 4 пары
альтернативных типологических функций (ТФ):
экстраверсия/интроверсия,
рациональность/иррациональность, логика/этика,
интуиция/сенсорика. При этом
рациональность/иррациональность, или
рассудительность/импульсивность [33], в явном
виде, как отдельная ТФ, была введена ими в
дополнение к юнговской модели. Сам же К.Г.Юнг
рассматривал две первые ТФ (экстраверсию и
интроверсию) как личностные установки, одна из
которых, предпочитаемая индивидом, представляет
собой т.н. типическую установку, определяющую
особенности данного индивидуального психотипа
("общий тип, зависящий от установки"). Ее
функционирование связывается с осознаваемыми
процессами, с мышлением. "Экстравертное
мышление ориентировано на обьект, интровертное -
на самого субьекта" (Д.Шарп [34]). Соответственно
другая, вытесняемая, личностная установка
функционирует на уровне подсознания. В числе 4-х
последних среди перечисленных ТФ (типов
ориентации) выделяются две группы. Логика и этика
относятся, по Юнгу, к рациональным ТФ, интуиция и
сенсорика - к иррациональным. Структура каждого
индивидуального психотипа ("функциональный
тип") представляет собой комбинацию описанных
ТФ, среди которых Юнгом выделяются:
- первичная (ведущая) ТФ;
- полярная, или парная первичной - подчиненная
(вытесненная) ТФ;
- две вспомогательные ТФ.
Если первичная ТФ большую часть
времени представлена в сознании, то вытесненная
ТФ проявляется в основном на бессознательном
уровне, лишь в краткие моменты становясь
доступной осознаванию. Вспомогательные же ТФ
занимают промежуточное положение. "Менее
дифференцированные функции также и менее
осознаны, resp. частью бессознательны" (К.Г.Юнг
[1]). Вместе с вытесненной ТФ они несут в себе
"инфантильные и примитивные черты" (Д.Шарп
[34]), составляя т.н. "тень" в юнговской
структуре личности. Тем самым можно сказать, что
модель личности по Юнгу представляет собой
индивидуально-типическое распределение
вероятностей активации/осознавания описанных
ТФ, или характерную для каждого личностного типа
стратегию переработки информации
(М.Е.Сандомирский [35]; М.Е.Сандомирский, В.В.Гуленко
[36]).
4. Этапы формирования ФАП и периодизация
возрастного развития психики.
Существующее многообразие
представлений о периодизации развития психики,
очевидно, может быть объединено на базе
физиологического подхода. По нашему мнению,
этапность развития ФАП в онтогенезе является
ведущим фактором, объясняющим закономерности
возрастной динамики психического развития. При
этом целесообразно рассматривать ФАП не только в
аспекте межполушарных отношений (латеральная,
качественная асимметрия), но и внутриполушарных
взаимодействий (интегральная,
количественно-топографическая асимметрия) в
рамках синтетической доминантной модели
межполушарного взаимодействия (В.Л.Бианки, 1989 [37]).
Созревание ФАП представляется одним из узловых
моментов изменения на разных этапах онтогенеза
межцентральных отношений, выступающего в роли
ведущего механизма возрастного развития психики
(Л.С.Выготский [38]; Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).
Формирование ФАП имеет несомненную связь с
возрастными особенностями восприятия и
мышления, лежащими в основе формирования
типологических особенностей личности, в т.ч. с
развитием индивидуально-типического
когнитивного стиля (как предпочитаемых
перцептивных стратегий, так и стратегий
обработки информации), с развитием
интеллектуального стиля (А.А.Алексеев,
Л.А.Громова [40]), а также более широко - с
формированием индивидуального стиля
деятельности, тесно связанного с
типологическими свойствами нервной системы
(Е.А.Климов [41]). Объединяя перечисленные
типологические деления различных ВПФ в рамках
целостной индивидуально-типологической
ментальной стратегии, представляется возможным
связать ее формирование, параллельное развитию
ФАП, с формированием юнговских личностных типов
[42; 43]. Аналогично ведущей деятельности,
определяющей развитие психики ребенка в каждый
возрастной период (А.Н.Леонтьев [44]), в аспекте
формирования ФАП можно рассматривать ведущее в
развитии на данный период полушарие
(М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, 1996 [42]).
4.1. Младенческий период.
Известно, что в младенческом возрасте,
до развития речи, восприятие является в
значительной мере целостным - синтетическим,
полезависимым (слабая дифференцированность поля
восприятия, в терминологии H.A.Witkin); мышление -
предметно-наглядным. Так, по мнению Г.Клауса (1987
[45]), полезависимость складывается у ребенка в
раннем детстве, уже на 1-2 году жизни. Тем самым в
раннем, довербальном периоде развития психики
ребенка, когда функции полушарий весьма близки,
когда собственно ФАП еще не сформирована,
восприятие и мышление в целом соответствуют
правополушарному (ПП) способу организации. По
сравнению с более старшими возрастными
периодами, мозг ребенка полностью функционирует
на данном этапе как бы в ПП-режиме [42].
Соответственно ПП-способ восприятия и анализа
информации является в его психическом развитии
ведущим (опережающим, по Е.А.Сергеенко [46]) - I
период формирования ФАП (см. табл. 1). В отношении
развития интеллектуального, это - период
сенсомотор ного развития (Ж.Пиаже [3]), в котором
происходит переход от врожденных рефлексов к
произвольным движениям со все более сложной
организацией, выработка автоматизированных
двигательных навыков. В конце данного периода
накопленный ребенком опыт приводит к
качественному скачку интеллектуального
развития - способности к поиску и изобретению
новых средств для достижения целей. Начальный
период охватывает промежуток от новорожденности
до одного - полутора лет (у Ж.Пиаже - до двух лет).
При этом особенно важными в плане
личностно-социального развития,
социально-сензитивными являются первые 6
месяцев, рассматриваемые как этап первичной
социализации (J.P.Scott, цит. по Й.Раншбург [47]).
Согласно периодизации Э.Эриксона [22], на данном
этапе на основе коммуникации с матерью (или
лицом, осуществляющим уход за ребенком)
происходит формирование базового чувства
доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант
развития) либо изначального недоверия,
изолированности, сопровождающихся ощущением
"отлученности", "разделения",
"брошенности" (негативный вариант).
Нерешенные внутренние конфликты данного периода
могут позднее, в зрелом возрасте приводить, по
мнению Э.Эриксона [23], к аутизму, депрессии,
"депрессивным формам страха пустоты и
покинутости" (т.н. оральный характер). У В.Шутса
[29] этот период и связанная с ним часть структуры
личности рассматривается как
"Присоединение" (непосредственный
эмоциональный контакт с матерью, впоследствии
же, в более старшем возрасте - с окружающими). В
этом возрасте происходит формирование жизненной
установки по отношению к родителям, входящей в
состав жизненного сценария по Э.Берну, или
комплекса установок: "Ты (Вы) +/-". Данный
процесс наглядно связывается с формированием
таких юнговских ТФ, как
экстраверсия/интроверсия, проявляющихся в
процессе коммуникации как открытость человека
или его замкнутость. Как писал К.Г.Юнг [1],
"иногда даже дети в первые годы жизни с
точностью обнаруживают типическую установку",
т.е. экстравертированность или
интровертированность. Данные ТФ также
определяют преимущественную направленность
психической деятельности индивида вовне
(экстраверсия) или в собственный внутренний мир
(интроверсия). Соответственно самыми ранними
признаками экстраверсии Юнг считал быструю
адаптацию ребенка к окружающей среде и
интенсивное внимание, уделяемое ребенком
внешним объектам, манипуляции с окружающими
предметами. Напротив, интроверсия, согласно Юнгу,
проявляется в раннем возрасте как уединенная,
рефлексивная манера поведения, сопровождающаяся
застенчивостью и страхом перед незнакомыми
объектами. Данные ТФ, по нашему мнению,
коррелируют с различными типами восприятия по
G.S.Klein: экстраверсия - гибким, с быстрой сменой
направленности внимания и типа сосредоточения
(детали/целое); интроверсия - коартированным,
обладающим противоположными характеристиками.
На физиологическом уровне указанные ТФ
связываются с особенностями межполушарного
взаимодействия - в частности, с интенсивностью
информационного обмена между соответствующими
областями обоих полушарий, сравнительно более
высокой у экстравертов.
4.2. Ранний детский период.
По мере развития речи и связанных с ней
кортикальных центров доминантного полушария
(левого у правшей), последнее становится ведущим
в развитии (II период), привнося свой
(аналитический, вербально-логический) способ
обработки информации, свой (аналитический,
поленезависимый) способ восприятия -
"левополушарные" (ЛП). В развитии мышления
начинается переход от мышления конкретного к
абстрактному, словесно-понятийному, связанное с
формированием собственно сознания, по
Л.С.Выготскому [38]. По Ж.Пиаже [3], данный этап
рассматривается как предоперациональная стадия
интеллектуального развития. Она характеризуется
развитием символического, образного мышления,
которое представляет собой начальный этап
интериоризации мыслительных действий,
приводящей к формированию операционального
мышления. К этому же периоду относится начало
осознавания ребенком собственного "Я",
развития "Я-концепции" и формирования
самостоятельной регуляции деятельности,
стремление к самостоятельности - "Я сам"
(A.Kоссаковский [5]). С появлением образа "Я"
связано и формирование в этом возрасте
берновской жизненной установки индивида по
отношению к себе, связанной с самооценкой: "Я
+/-". По Э.Эриксону [22], в этом периоде в связи с
приучением ребенка к самостоятельному контролю
физиологических отправлений, требующим
проявления им "автономной воли",
формируются такие личностные черты, как
автономия, самостоятельность, в дальнейшем
перерастающие в ответственность и уверенность в
себе (позитивный вариант) либо зависимость,
неуверенность, стыдливость (негативный вариант,
лежащий в основе развития в дальнейшем
описанного А.Адлером "комплекса
неполноценности"). Аналогичные представления
находим у В.Шутса [29], в рассмотрении которого
данный этап и соответствующий ему компонент
структуры личности представляются как
"Контроль". С появлением ФАП связано начало
формирования на данном этапе таких ТФ, как
рациональность/иррациональность, связанных с
тем, какое из полушарий- доминантное или
субдоминантное- будет занимать место
инициирующего в формирующейся ментальной
стратегии. Названные ТФ связаны соответственно с
такими характеристиками когнитивного стиля, как
рефлексивность/импульсивность. Продолжается
данный период до возраста 3-4 лет.
4.3. Дошкольный период.
III период характеризуется приматом
развития абстрактного мышления (начало
операциональной стадии интеллектуального
развития по Ж.Пиаже [3]), в котором наиболее ярко
проявляется принцип культурного развития ВПФ
(Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]). На данном этапе,
который Ж.Пиаже именует стадией конкретных
операций, происходит совершенствование,
углубление процесса интериоризации
мыслительных действий, превращающего их в
операции. Завершается данный период в возрасте 6-8
лет, в среднем около 7 лет. В III периоде ускоряются
темпы социализации, начинается осознавание
"социального Я" (Л.И.Божович[48]) и
формирование индивидуально-типологических
социальных ролей (социотипов). Последнее
протекает в тесной связи с дальнейшим
формированием ментальной стратегии на основе
социальных взаимодействий ребенка, участия его в
коллективной деятельности (игровой, затем
учебной). В это время начинают оформляться такие
"внутриполушарные" ТФ, как логика/этика,
интуиция/сенсорика. На основе накапливающегося в
процессе социализации коммуникативного опыта
происходит формирование берновской жизненной
установки по отношению к социуму: "Они +/-". В
схеме Э.Эриксона [22] этот период связан с
самоутверждением ребенка в процессе
социализации, в ходе групповой коммуникации,
игры. При этом происходит формирование
инициативности, если проявляемая ребенком
инициатива поощряется (позитивный вариант) либо
чувства вины (негативный вариант). В аспекте
социализации можно рассматривать и
соответствующий, завершающий этап периодизации
В.Шутса [29]-"Открытость", подразумевающий
готовность к социальным взаимодействиям,
открытость для социальных контактов.
Психическое развитие ребенка на данном этапе
требует комплементарного развития обоих
полушарий, их взаимодополнения с дальнейшей
специализацией и дифференциацией
межполушарного взаимодействия в рамках ФАП. При
этом происходит углубление ФАП с возрастанием
ведущей роли доминантного полушария (ЛП). В то же
время ряд ВПФ продолжают сохранять черты
преобладания ПП. Так, до завершения формирования
ФАП (возраст 10-14 лет) ПП у правшей продолжает
оставаться более реактивным, в частности, его
активность преобладает при решении задач,
связанных с вниманием (Д.А.Фарбер [49]). При этом
мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет такие
черты "правополушарности", как интуитивный,
глобальный характер, рассматривающий объект как
нерасчлененное целое - детский синкретизм, а
также эгоцентризм, представляющий восприятие
мира как продолжение своего "Я" (Ж.Годфруа
[50]).
4.4. Школьный период.
IV период характеризуется дальнейшей
функциональной дифференциацией как меж-, так и
внутриполушарной. Интеллектуальное развитие
характеризуется совершенствованием
абстрактного мышления с переходом к стадии
формальных операций по Ж.Пиаже [3],
личностно-типологическое - завершением
формирования индивидуальной ментальной
стратегии, протекающим под влиянием
социально-коммуникативных факторов. Э.Эриксон [22]
данный период развития связывает с коллективной
деятельностью, направленной на достижение
конкретных целей (учеба, начало трудовой
деятельности), требующей проявления
целеустремленности и предприимчивости и
складывающимся в ходе этой деятельности
отношением к труду. Соответственно возможно
развитие трудолюбия (позитивный вариант) либо
чувства неполноценности, некомпетентности
(негативный вариант). Аналогичные представления
высказываются М.Е.Литваком (1995 [26]), дополняющим
схему жизненных установок по Э.Берну [19]
отношением к труду - установка "Труд +/-".
Табл. 1. Периоды возрастного развития и
формирование Ф А П.
|
Периоды развития |
|
I |
II |
III |
IV |
Период |
Младенческий |
Ранний детский |
Дошкольный |
Школьный |
Ведущая деятельность |
Эмоциональное общение |
Предметная деятельность |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность |
|
Психодинамическая
периодизация психического развития |
З.Фрейд |
Оральный |
Анальный |
Фаллический |
Генитальный |
Э.Эриксон |
Доверие против закрытости |
Автономность против зависимости |
Инициатива против чувства вины |
Трудолюбие против чувства не полноценности |
Э.Берн/Литвак |
Ты +/- |
Я +/- |
Они +/- |
Труд +/- |
В.Шутс |
Присоединение |
Контроль |
Открытость |
|
|
Периодизация когнитивного
развития |
Стадия развития по Пиаже |
Сенсомоторная |
Предоперациональная |
Конкретных операций |
Формальных операций |
Вид мышления |
Предметно-действенное |
Наглядно-образное |
Теоретическое или абстрактное
(словесно-понятийное) |
Тип отражения |
Конкретно-чувственный |
|
Абстрактно-обобщенный |
Компоненты ментальной стратегии |
Экстраверсия/интроверсия Е / I |
Рациональность/иррациональность J / P |
Этика/логика F/T (левое полушарие) |
сенсорика/интуиция S/N (правое полушарие) |
|
Периодизация развития
межполушарного взаимодействия |
Ведущий тип полушарной организации |
Правополушарный |
Левополушарный |
Баланс лево- и правополушарного.
Формирование индивидуальной стратегии |
Развитие функциональной асимметрии |
Дифференциация функций между
левым и правым полушарием |
Дифференциация между
ассоциативными(передними) и проекционными
(задними) областями |
4.5. Затылочно-лобный градиент формирования ФАП
и ментальная стратегия
Можно говорить о гетерохронии, лежащей
в основе данной возрастной периодизации
развития ФАП, применительно к формированию
мозговых функциональных блоков обеспечения ВПФ
(ФБ ВПФ), описываемых концепцией системной
динамической локализации ВПФ по А.Р.Лурия [51].
Если функциональная зрелость II ФБ ВПФ
(проекционные кортикальные зоны, блок приема и
обработки экстероцептивной информации) была
достигнута на более ранних этапах онтогенеза (I-II
период), то в отношении III ФБ ВПФ (ассоциативные
зоны - фронтальный неокортекс, блок
программирования и контроля) ее достижение
завершается лишь на данном этапе.
В итоге происходит окончательное
формирование ментальной стратегии,
рассматриваемой на физиологическом уровне как
статистически устойчивая система приоритетов,
или очередности динамического переключения
активности ассоциативных и проекционных
кортикальных зон, включающая 4 компонента, с
учетом их полушарной принадлежности [35]. На
психологическом уровне ментальная стратегия
проявляется соответственно как система
приоритетов ТФ, ядром динамической локализации
которых являются данные зоны коры (для левого
полушария - логики и этики, для правого полушария
- интуиции и сенсорики). Данный период
заканчивается в возрасте 12-15 лет, в среднем около
14 (к началу пубертатного периода).
4.6. Общие и частные личностно-типологические
свойства
Сравнивая начальные и завершающие
периоды психического развития в аспекте
созревания ФАП, необходимо отметить, что если I-II
периоды характеризуются развитием
взаимодействия между полушариями, то III-IV периоды
- внутри полушария, между ассоциативными
(передними) и проекционными отделами коры. На наш
взгляд, в I-II периодах происходит развитие
главным образом общих типологических свойств, в
терминологии Б.М.Теплова; в III же и IV периодах -
парциальных, "частных типологических свойств,
характеризующих работу отдельных областей
коры" (Б.М.Теплов, 1961 [52]). Необходимо
подчеркнуть, что данная точка зрения является
дискуссионной; в частности, существуют
определенные различия в подходах к описанию
типологических свойств нервной системы и
личностных типологических свойств. Так, согласно
нейро-анатомическому принципу разделения общих
и частных свойств нервной системы по
В.Д.Небылицыну (1968 [53]), общие свойства базируются
на особенностях организации активности
антецентральной части мозга (лобная кора),
частные свойства - ретроцентральной части мозга
(анализаторные зоны). Описанный выше подход
предполагает связь общих
личностно-типологических свойств (юнговские ТФ
экстраверсии/интроверсии,
рациональности/иррациональности) со спецификой
организации межполушарного взаимодействия
(межполушарные ТФ), частных же
личностно-типологических свойств (такие ТФ, как
логика/этика, интуиция/сенсорика) -
внутриполушарного взаимодействия
(внутриполушарные ТФ). Пользуясь выделением
"жесткой" и "гибкой" подсистем
человеческой индивидуальности (В.М.Русалов, 1979
[54]), к первой, наиболее генетически
детерминированной, правомерно отнести общие -
межполушарные ТФ, к гибкой же подсистеме -
внутриполушарные ТФ.
5. Возрастная регрессия и искусственные
сенситивные периоды.
Для каждого личностного типа
существует дискретное множество функциональных
состояний, или по определению Н.Н.Даниловой [55]
паттернов фоновой активности нервных центров -
типологический базис, на который накладываются
вариации, связанные с индивидуальными
особенностями личности. Различные
функциональные состояния в этом множестве
описываются различной вероятностью, или
частотой проявления [56]. Функциональные
состояния, воспроизводящие базовые
характеристики онтогенетически более ранних
состояний - в данном контексте в первую очередь
это относится к характеристикам ФАП - и
соответственно повторяющие на основе
физиологической возрастной регрессии
свойственную для этих возрастных периодов
сенситивность, определяются как искусственные
сенситивные периоды - ИСП (Сандомирский М.Е.,
Белогородский Л.С.[57]). Согласно описанному ранее
принципу эпигенеза, онтогенетически более
ранние формы организации взаимодействия
полушарий не исчезают, а обьединяются с новыми,
включаются в их структуру (Е.Ф.Рыбалко [12]). При
определенных условиях, а именно при переходе в
статистически редкое функциональное состояние,
связанное с измененным состоянием сознания [56],
может происходить их высвобождение, т.е.
временная дезинтеграция (диссолюция)
сложившейся на данном этапе онтогенеза
нейродинамической системы с возвратом ee к более
ранним способам организации. Подобная
возрастная регрессия в отношении ФАП,
протекающая поэтапно в порядке, обратном
осваиваемому при онтогенезе, относится к т.н.
"горизонтальной" регрессии (Cпивак Д.Л., 1989
[58]). Физиологически она проявляется как
динамическая перестройка межполушарной
асимметрии с переходом доминирования к правому
полушарию (возврат к I-II периодам онтогенеза ФАП).
Этому соответствует общая направленность
динамики показателей биоэлектрической
активности мозга при измененных состояниях
сознания по данным ЭЭГ - синхронизация
электрической активности ЛП и ПП со сглаживанием
межполушарных различий и сдвиг частотного
спектра в сторону медленной активности
(Э.М.Каструбин [59]). Данная ситуация может быть
формально представлена как обратимый переход
сложной нелинейной динамической системы,
которой является мозг, от одного способа
пространственно-временной организации
нейрональной активности (аттрактора) к другому
(S.Barton, 1994 [60]).
6. Искусственные сенситивные периоды и
эффективность обучения.
Создание функционального состояния,
возвращающего мозг к ранним этапам его
онтогенеза, очевидным образом влияет на
эффективность усвоения новой информации [61],
активизируя "раннюю установку на обучение"
(Э.Росси [62]), сформированную в раннем детстве.
Причина этого, по всей видимости, кроется в том,
что человек, находящийся в соответствующем
функциональном состоянии, воспринимает
поступающую информацию как ребенок раннего
возраста, сталкивающийся с ней впервые в жизни.
Как показано в теории информации, чем выше
вероятность некоторого события, тем меньшую
информацию оно несет; соответственно
справедливо и обратное утверждение в отношении
статистически редких событий. Можно показать,
что в процессе онтогенеза по мере расширения
объема знаний и жизненного опыта ребенка
проявляется в целом тенденция к оценке новых
событий как высоковероятных/малоинформативных,
соответственно уменьшается авидность
запоминания и восприятия за счет формирования
так называемых перцептивных фильтров (в
терминологии С.Роуза, 1995 [63]). По-видимому, феномен
сенситивности свойственен не только человеку и
имеет общебиологическое значение (наиболее
ярким примером является импринтинг).
Биологический смысл сенситивности заключается в
следующем: если событие оценивается как
статистически редкое, возможно встречающееся
впервые, то соответственно информация о данном
событии представляет несомненную ценность для
адаптации индивида и подлежит сохранению.
Физиологически значимые отличия между
различными функциональными состояниями по
эффективности усвоения информации связаны с
преобладанием активности древних или новых
нейрональных систем, или иначе, одной из двух
различных информационных систем мозга, первая из
которых - фронтальный неокортекс - связана с
обработкой информации о высоковероятных
событиях, другая же - гиппокамп - о низковероятных
событиях (схема П.В.Симонова[64]). Известна роль
гиппокампа в процессах консолидации энграмм, а
также специфическое влияние на ЭЭГ (генерация
тета-ритма). В процессе онтогенеза, по-видимому,
происходит постепенное повышение значимости в
обработке внешней информации роли именно
системы фронтального неокортекса, связанное с
морфофункциональным созреванием данного
участка мозга. Это отражается, в частности, в
закономерностях возрастной дифференциации
ЭЭГ-системы (Ковалева М.К., Карпова Т.И. [65]) в
возрасте от 7 до 16 лет, проявляющихся в сменe
доминирования волн тета- на альфа-частотный
диапазон. На уровне ФАП изменения сенситивности
связаны с переходом от преобладания
правополушарной активности, связанной с
"завышением" прогнозируемой частоты
маловероятных событий (I-II период по схеме
онтогенеза ФАП), к левополушарному доминированию
(III-IV период). В целом учет закономерностей
формирования ФАП в онтогенезе и созда- ние на
этой основе искусственных сенситивных периодов
может найти приложение в педагогике для
повышения эффективности обучения [61], а также в
психотерапии [56].
Литература
- К.Г.Юнг. Психологические типы.- М.:
Прогресс-Универс, 1995- 718 с.
- Ж.Пиаже. Как дети образуют математические
понятия. - Вопросы психологии, 1966, N 4.- С. 121-126.
- Ж.Пиаже. Теория Пиаже. - В кн.: История зарубежной
психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина,
А.Н.Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. - С. 232-292
- Л.С.Выготский. Проблема возрастной периодизации
детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
- А.Коссаковский. Психическое развитие личности в
онтогенезе. - В кн.: Психология личности в
социалистическом обществе. Активность и
развитие личности. - М.: Наука, 1989 - 183 с. - С. 37-67
- И.А.Аршавский. Основы возрастной периодизации. -
В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 - С. 60
- Я.Л.Коломинский. Человек: психология.- М.:
Просвещение,1986 - 223 с.
- И.С.Кон. Психология юношеского
возраста-М.:Просвещение,1979 - 175 с.
- Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания.-
Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.
- П.К.Анохин. Биология и нейрофизиология
условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968 - 547 с.
- Л.И.Анцыферова. В кн.: Категории
материалистической диалектики в психологии. - М.:
1986 - С. 2-21; 22-55
- Е.Ф.Рыбалко. Возрастная и дифференциальная
психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1990 - 256 с.
- Ж.Годфруа. Что такое психология. В 2-х т. - М.:Мир,
1992 - Т.1496 с. - С. 196 - 197.
- М.Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и
развитие личности. - В кн.: Психология личности в
социалистическом обществе. Личность и ее
жизненный путь. - М.: Наука, 1990 - 214 с.
- Н.Г.Липовецкая, Н.С.Кантонистова,
Т.Г.Холмоганова. Наследственность и среда в
развитии ряда соматических и психических
признаков. - В кн.: Тезисы докладов по основным
вопросам дифференциальной психофизиологии и ее
генетическим аспектам. М., 1975. - С. 214-215
- М.С.Егорова, В.В.Семенов. В кн.: Роль среды и
наследственности в формировании
индивидуальности человека. / Под ред.
И.В.Равич-Щербо.М.: Педагогика, 1988 - 336 с. - С. 291
- Т.М.Марютина. Там же, с. 129.
- А.Адлер. Практика и теория индивидуальной
психологии. М.: Фонд "За экономич.
грамотность", 1995 - 296 с.
- Э.Берн. Люди, которые играют в игры. Психология
человеческой судьбы. - В кн.: Игры, в которые
играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992 400 с.
- Л.Шерток, Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика.
От Месмера до Фрейда. - М.: Прогресс, 1991 - 288 с.
- З.Фрейд. Три очерка по теории сексуальности. - В
кн.: Психология бессознательного. - М.:
Просвещение, 1989 - 448 с. - С. 123 - 202.
- Э.Эриксон. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ,
Фонд "Университетская книга", 1996 - 592 с.
- Э.Эриксон. Жизненный цикл: эпигенез
идентичности. - Архетип, 1995, N 1.
- Д.Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий
человеческой жизни. М.: Ин-т психологии РАН;
Когито-центр, 1996 - 16 с.
- Т.Харрис. Я о'кей - вы о'кей. Красноярск: ФМЗ, 1993 - 288
с.
- М.Е.Литвак. Если хочешь быть счастливым. -
Ростов-н-Д.: Феникс, 1995 - 640 с.
- И.Н.Калинаускас. Беседы с мастером. - Ташкент:
Изд-во "ФАН" АН Республики Узбекистан, 1992 - 160
с.
- М. Бубер. Я и Ты. - В кн.: Квинтэссенция.
- В.Шутс. Глубокая простота. - СПб.: "Роза
мира", 1993 - 218 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с
позиций социальной психологии // Вопросы
психологии, 1984. N 4
- Е.С.Филатова. Соционика для вас. - Новосибирск:
Сибирский хронограф, 1993. - 296 с.
- Isabel Briggs Meyers. Introduction to Type. - Consulting Psychologists Press, Palo Alto,
CA - 30 pp.
- Б.В.Овчинников, К.В.Павлов, И.М.Владимирова. Ваш
психологический тип. - СПб: "Андреев и
сыновья", 1994 - 238 с.
- Д.Шарп. Типы личности: Юнговская типологическая
модель. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994 - 128 с.
- М.Е.Сандомирский. Ментальные стратегии,
психологические типы и измененные состояния
сознания. - В сб.: Из Хаоса в Космос. - М.: 1995 - с. 50-65
- М.Е.Сандомирский, В.В.Гуленко. Соционическая
модель личности и возможности ее применения в
психотерапии. - В сб.: Этюды о новой психотерапии. -
Минск: МАПН, 1995 - 192 с. - С. 95 - 105
- В.Л.Бианки Механизмы парного мозга. - Л.: Наука, 1989
- 264 с.
- Л.С.Выготский Развитие высших психических
функций. - М.: Изд. АПН, 1960.
- Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. Этюды по истории
поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- А.А.Алексеев, Л.А.Громова. Поймите меня
правильно. - СПб.: "Экономическая школа", 1993 -
352 с.
- Е.А.Климов. Индивидуальный стиль деятельности в
зависимости от типологических свойств нервной
системы. - Казань: Изд. Казан. ун-та, 1969 - с. 49
- Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С. Типология
личности и периодизация психического развития в
социально-профессиональной адаптации. - В сб.:
Некоторые вопросы совершенствования
профориентации учащейся молодежи в условиях
перехода к рыночной экономике.Уфа: Башкирский
пед. институт, 1996 - 100 с. - С. 12-15
- Сандомирский М.Е., Хамитов Г.Х., Белогородский
Л.С. Механизмы формирования девиантного
поведения подростков и возрастная периодизация
психического развития. - В сб.: Мониторинг
общественного мнения молодежи по
социально-экономическим и политическим
проблемам и управленческая деятельность по
решению молодежных проблем. Уфа: Башкирский
университет, 1996 - 148 с. - С. 88-91
- А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М.:Изд.
МГУ, 1981-584 c.
- Г.Клаус. Введение в дифференциальную психологию
учения. - М.: Педагогика, 1987 - 176 с.
- Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе
человека. - М.: Наука, 1992.
- Й.Раншбург. Роль "сензитивного периода" в
формировании социальных связей. - В кн.:
Психология личности в социалистическом
обществе. Активность и развитие личности. - М.:
Наука, 1989 - 183 с.- С. 79-95
- Л.И.Божович. Этапы формирования личности в
онтогенезе. - В кн.: Возрастная и педагогическая
психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ, 1992с. 190-229.
- Д.А.Фарбер, И.А.Корниенко, В.Д.Сонькин. Физиология
школьника. М: Педагогика, 90 - 64
- Ж.Годфруа. Что такое психология:В 2-х т.-Т.2.-М.:Мир,
1992- 376 с.
- А.Р.Лурия. Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по
психологии/ Под ред. А.В.Петровского. - М.:
Просвещение, 1987 - 447 с. - С. 83-100
- Б.М.Теплов. Проблемы индивидуальных различий.
М.:Просвещение,1961С. 479
- В.Д.Небылицын. К вопросу об общих и частных
свойствах нервной системы. - Вопр. психологии, 1968,
N 4, с. 29-43
- В.М.Русалов. Биологические основы
индивидуально-психологических различий. - М.:
Наука, 1979 - 352 с.
- Н.Н.Данилова. Психофизиологическая диагностика
функциональных состояний. - М.: Изд. МГУ, 1992 - 192 c.
- Л.С.Белогородский, М.Е.Сандомирский. От
измененного состояния сознания к обыденному:
интеграция когнитивных и поведенческих
изменений. - В сб.: Современные направления
психотерапии и их клиническое примененеие.
Матер.конф. -М.: Ин-т психотерапии, 1996 с. 127
- Л.С.Белогородский, М.Е.Сандомирский. Возрастная
регрессия и формирование искусственных
сенситивных периодов с точки зрения
функциональной асимметрии полушарий. - Там же, с.
126-127
- Д.Л.Спивак. Язык при измененных состояниях
сознания. - Л: Наука, 1989 - 88 с.
- Э.М.Каструбин. Трансовые состояния и "поле
смысла". - М: "КСП", 1995 - 288 с.
- S.Barton. Chaos, Self-Organization and Psychology. - American Psychologist, Jan. 1994,
Vol. 49, No 1. Pp. 5-14
- М.Е.Сандомирский, Д.А.Еникеев, Л.С.Белогородский.
Повышение эффективности обучения на основе
формирования искусственных сенситивных
периодов. - В сб.: Пути повышения качества
подготовки специалистов в высшей школе. - Уфа:
Башкирский гос. мед. университет, 1997 - 210 с. - С. 208-209
- М.Эриксон, Э.Росси. Человек из февраля. М, КЛАСС,
1995 - 230 с.
- С.Роуз. Устройство памяти. - М.: Мир, 1995 - 384 с.
- П.В.Симонов. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987 -
270 с.
- М.К.Ковалева, Т.И.Карпова. Основные тенденции
возрастной дифференциации ЭЭГ-системы. - В сб.:
Развивающийся мозг - Тезисы Всесоюзн. симпозиума.
- Тбилиси: 1984, 272 с. - С. 103
|