Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииМногоуровневая рефлексия в групповом процессе
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Публикации :: Многоуровневая рефлексия в групповом процессе

Многоуровневая рефлексия в групповом процессе

Курильченко Н.Н.

«За отношением идеи, образа и вещи, сознания,
познания и бытия стоит другое отношение – человека,
в познавательной деятельности которого только и возникает
образ, идея и бытие, которое он познает.»
(С.Л. Рубинштейн)

Процесс рефлексии стал неотъемлемой составляющей активной деятельности практического психолога. Сегодня, рассматривая проблему личностной готовности, мы не можем не изучать психологические средства обучения студентов, которые продуцируют возникновение здорового рефлексивного начала личности будущего специалиста. Изучая закономерности группового развития и влияния его составляющих механизмов (включение, идентификация, сплочение, адаптация, реадаптация) на развитие профессиональных навыков, мы пришли к выводу о существовании резонансного эффекта. Данный процесс возникает в период работы с выделенной нами учебной дефиницией малой учебной тренинговой академической группой (МУТАГ) при использовании «рефлексивного пласта». Рефлексивным пластом мы называем проявление возможности у участников МУТАГ многоуровневой рефлексии – восприятие себя относительно групповых процессов как бы «вне жизни» (4) группы и, связанных с ними, своего места, поведения, способностей, возможностей, ценностей, идентификации, верований как специального уникального средства саморазвития будущих профессионалов.

Известно, что эффективность информационного обеспечения зависит от триединой качественной составляющей: актуальности информации, ее аргументированности и чувственной, эмоциональной окраски этой информации. При утере хотя бы одного компонента, качество усвоения материала утрачивается (2). Соответственно, работая по законам групповой динамики в процессе преподавания «операционных модулей» программного материала, преподаватель может использовать многоуровневую рефлексию, которая будет содействовать созданию образа профессионала - психолога, проявлению идеи смысла психологической деятельности, отреагированию отношений, чувств, эмоций.

Например:

  • Интерес - равнодушие к информации;
  • включенность - отсутствие включенности в процесс;
  • чувство радости от поиска - чувство грусти от инертности и вялости мысли, тела;
  • активная мысль - пассивное непонимание;
  • инсайтное соединения с опытом - несовпадение с испытываемыми ранее собственными пробами жизни

и прочие сложнейшие состояния, возникающие в познавательной деятельности членов МУТАГ, которые легко можно наблюдать.

Учебная деятельность в МУТАГ приобретает опытнический окрас (понятие введено нами). Студенты получают чувственный опыт, погружаясь в процедуру, с помощью рефлексии, позволяющей выражать, описывать проявляющиеся чувства, эмоции во время деятельности. Следовательно, рефлексия передается, внедряется, вмешивается (intervention) –- воздействует, становясь энергетической по сути, что мы и называем резонансом. Резонансность в наших группах основана на совместном переживании личностных изменений у значимых лиц. Возникающее в группе напряжение (кризис) распространяется, как минимум, на диадную пару. Присутствие в МУТАГ значимого лица из диады обостряет обоюдные чувствования кризиса, конфликта, душевной боли, формируя резонансную систему эмоциональных переживаний у всех членов группы. Резонирование запускает механизм активного включения в партнера, открывает как вытесненный конфликт, так и эмпатию, рефлексию. В конце концов обеспечивается отреагирование - «сопереживание», «сопроживание» всеми членами группы, происходит «событие» (ударение на последней букве) во «вселенной» группы. В результате кризис группы трансформируется в осознаваемую силу события.

Наблюдая за возникновением, взаимовлиянием данной энергии резонанса, мы видим, как, переживая одни и те же эмоции, члены МУТАГ могут приходить к настоящему катарсису, особенно в периоде сплочения группы, и как возникает настоящий конгломерат резонанса, нюансированный в проявлении эмоций, но захватывающий всех.

Так, например, МУТАГ, изучавшая психоаналитические техники конфронтации и интерпретации, была погружена в состояние группанализа по классическому варианту и прорабатывала архетипические составляющие бессознательного - «аниму» и «анимус». В период активизации рефлексивного пласта у членов группы стали появляться слезы, реакции смеха, реакции страха и переживания друг за друга как катарсисные проявления. В итоге группанализа, с помощью конфронтации студенты вышли на осознание измененной личностной идентификации. Осознали, проанализировали и приняли личностную готовность, уникальные личностные возможности, ценностные ориентиры, которые есть у них в социальных межличностных отношениях и могут влиять на гармонизацию идентификации и образа Я. Рефлексия позволила родиться новому видению будущего пути своего самосовершенствования, вывести самосознание студента-психолога на качественно новый уровень. «Я пережила второе рождение, я знаю, как это может быть с моим будущим клиентом», « Я как в поговорке «предупрежден , значит - вооружен», думаю, что такой опыт позволит мне четче интерпретировать, состояния клиента и правильно, вовремя проводить нужную интервенцию»,- так описывают участники МУТАГ для каждого особые и универсальные психологические навыки практического психолога, работающего с группой.

Рефлексия в наших группах организуется не только традиционным способом индивидуального вербального анализа (2), но и средствами разных по форме и содержанию рефлексивной сложности заданий членам группы. Как то:

  • парные обсуждения процесса с точки зрения инсайта (находок нового смысла), обсуждения в малых группах–тройках (вербальное и невербальное – письменное, пантомимическое, рисуночное и т.п.),
  • составление метафорического представления о собственных открытиях во время проживания групповой терапии,
  • телесное отреагирование чувств («Танец об инсайте», «Если ты глина, как выглядят твои чувства теперь, слепи их из своего тела») и др.

Это своеобразные «упражнения-задания на проявление образов, идей» по поводу появившихся в процессе познавательной деятельности в группе чувств и мыслей, (если можно называть терапевтическое действо во «Вселенной группы» «упражнениями»).

Рефлексия проводится и через написание поэтических строк, пропевание звучащих в результате проживания группового процесса песен с помощью фонограммы или без нее. Это высший уровень сложности рефлексивных задач, так как пробуждает креативность, дает свободу самосознанию личности. Может быть, это просто мелодия, возникающая как озарение, и она подбирается на фортепиано или любом другом инструменте; или просто звуки, которые рвутся из души как выражение чувств. Рождаются поэтические строки :

Что хочет женщина?
Как популярно нынче,
К вопросам экзистенций обратясь,
Ждать, что душа твоя отыщет
Сквозь годы порванную связь!
Что хочет женщина?

Групповые переносы включают словарь чувств, рождающийся в такие моменты, что важно при частой алекситимичности студентов-психологов. Рефлексия становится мощным самостоятельным, развивающим терапевтическим средством, позволяющим интегрировать инсайт, присваивать его как часть новой (или восстановленной) ресурсной возможности личности, как часть всей навыковой совокупности профессионального самосознания будущих практических психологов.

Члены МУТАГ при условии блочно-модульного погружения в изучение дисциплины создают групповую рефлексивную картину уже к концу первого «прожитого» дня. К заключительной фазе группы готовится «Презентация моего Я» в любой форме. Зачастую такие моменты превращаются в настоящие одухотворенные праздники в честь силы личности и силы союза личностей, во время которых будущие профессионалы учатся общаться с новыми сторонами своего внутреннего мира, узнают "новые миры" других людей.

Существует и так называемая молчаливая рефлексия. Человек, присутствующий, обучающийся, а значит - работающий в наших группах, предельно свободен, ему важно найти новые или обновленные чувства и состояния и зафиксировать их в себе параллельно с фиксацией осознания содержания, и совсем не обязательно об этом сообщать всей группе.

Участники групп пишут рефлексивные дневники в форме эссе по каждому дню, прожитому в группе, и специальным образом, средствами нейрологического осмысления многоуровневой рефлексии (МУР) в шерингах (процедура, проводится по аналогии с психодрамой через процесс анализа чувств и мыслей, ассоциаций, возникших при работе с протагонистом у членов группы) отрабатывают написанное в следующей встрече, по следующей теме.

Нейрологическое осмысление мы проводим, опираясь на известную систему нейрологичесих уровней, предложенную Г. Бейтсоном (1) и популярную в нейрологическом программировании как средство моделирования. Модель мыслительных рефлексивных паттернов с использованием обязательно всех репрезентативных систем личности предоставляется людям в группе в качестве опорных схем, которые дают возможность интериоризировать и как можно полно принимать всю свою палитру психического отражения и чувствовать себя обновленным (рис.1).

Рисунок 1.

Рефлексия может быть как специально направлена от более примитивного к более высокоорганизованному уровню осмысления процессов, происходящих в жизни и деятельности личности, так и останавливаться на единственно верном для личности «месте» – точке переживания инсайта. Карта позволяет ориентироваться в процессах серьезного влияния групповой динамики каждому. Сравнивать и анализировать возможности участников в зависимости от индивидуальных особенностей личности – что является задачей высокого уровня – профессиональной готовности к сложному профессиональному навыку - процессу сопровождения группы в соответствии с индивидуальными особенностями ведущего. Например: «Я чувствую в глубине моего сердца, мою цель – добро, тело отзывается теплом, вижу как я красива и уверена в себе, такая я могу быть счастливой.» Картографическая позиция данной МУР (условное нахождение точки инсайта на карте): кинестетико-визуальное принятие найденной цели, идентификационной личностной позиции, самооценочное позитивное основание с формулированием позитивной миссии, видения. В целом, это высшие уровни переживания личностных трансформаций в процессе обучения.

Многоуровневая рефлексия в терапевтически-резонансных малых учебных группах (ТРМУТГ) делает процесс обучения особо одухотворенным, вскрывающим креативность, повышающим мотивацию процесса учения. Позволяет подойти вплотную к анализу психической деятельности профессионала, проясняет проблемы интересов, потребностей, ценностей, склонностей, характера (В.Н.Мясищев, 1948.), закрепляет навыковую готовность студента. В группе с помощью МУР формируется отношение психолога «к себе самому, связанное с его отношениями к другим людям и их отношением к нему» (3).

В целом, процесс в группе представлен в таблице 1. Как видно из таблицы развитие личности участника МУТГ происходит от первой к пятой стадии. Можно проследить как в процессе групповой динамики работает феномен «вселенной группы» - атмосфера одухотворения, включенности всех во всякого и всякого во всех. В социальном смысле это может быть названо «сплоченностью»; в ТРМУТГ – это особый дух, состояние ощущения многомерности группового пространства, где и происходит динамика индивидуальных профессиональных изменений участников группы, которые исследуются нами как навыковые новообразования студентов – психологов.

Таблица 1. Динамика терапевтического процесса в группе.

стадии Название стадии Процесс Общее значение Контекст самосознания Патореагирования и прогрессивное чувствование Роль вошедшего в группу  
1 Адаптация к группе Ввод в группу Ассимиляция, критика происходящего Я(это) не
ОНИ
Противостояние, противопосталение себя «вселенной группы», фрустрация, страх отвержения, сопротивление, актуализация страхов и др. проблемы Наблюдатель, атоничный(вялый)
участник

Личност-
ный рост

Профессио-
нальный рост

2 Погружение в терапевтические смыслы Организация «вселенной» группы Принятие нового окружения Я – Они
Я-Мы
Сопротивление, страх зависимости, активизация критичности, страх самостоятельности, активация рефлексии, страх негативной оценки, страх смерти Пассивный участник, эпизодический участник,
нормотоничный
3 Идентификация(самоощущение) Самораскрытие сопричастность Я-Мы
Я-ТЫ
Я-Я
Слияние с «вселенной группы»
утилизация фрустрации, разрешение кризисов, инсайтирование
Активный участник
4 Подстройка к будущему Закрепление, интеграция, осмысление Примеривание терапев-
тического опыта к жизни вне группы
Я-Все
МЫ!
Я-Я!
Усиление рефлексии
Удовлетворенность, сшибка стереотипов, интеграция конфликтных субличностей, инсайты
Активный участник
5 Адаптация к жизни вне группы Вывод из группы Cепарация Я-Я Приобретение самобытности, эмоциональной силы, ресурсов, обретение верования Активный, эпизодический участник

Членами ТРМУТГ могут быть участники изучения программы, но не более 12 человек в группе. Группа может быть на разных этапах развития с разной численностью (не исключены болезни и пр. случайности). Формирование группы происходит средствами заключения контракта со всеми на участие в МУТАГ (продолжительностью от одного до трех месяцев – в соответствии по количеству модулей в программе). Каждый из членов группы может решить нахождение в группе с самого начала, либо может отсрочить вход в ТРМУТГ и привлечься в группу в тот момент, когда это станет остро необходимо для любого члена группы, и одновременно выйти из группы тогда, когда ему это необходимо. ТРМУТГ позволяет быть свободным в выборе процесса обучения (индивидуальный или групповой формат), поддерживает возможность и ощущать, и давать поддержку в процессе разрешения кризисов, становиться психотерапевтами друг для друга. Это, в свою очередь, позволяет состояться индивидуальной профессинальной динамике каждого члена группы в своем темпе, который он готов в данный период времени получить и принять. Так утверждается принцип свободного профессионального развития в ТРМУТГ, который и создает возможность появления индивидуальной траектории обучения.

Литература.

  1. Бейтсон Г. Используйте свой мозг для изменений . СПб., 1996.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.М.,2002.
  3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 2004.
  4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

Кандидат биологических наук, доцент, Курильченко Н.Н.


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир