Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииСемейная расстановка, трансперсональный аспект
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты


Публикации :: Семейная расстановка, трансперсональный аспект

Семейная расстановка, трансперсональный аспект

Владимир Волков v104.pochta.ru VVolkoff@bk.ru

Любое новое направление в науке проходит достаточно тернистый путь, прежде чем найдет себе признание в умах людей, среди коллег. Коснулось это и трансперсональной психологии. И хотя психологи на широкой аудитории именуют ее "четвертой силой" (после бихевиоризма, психоанализа и гуманистического направления), те же психологи могут, в более узком кругу, сделать вид, что ее не существует вовсе или предать ее еще более жесткой критике. Что же говорить о методах психотерапевтического воздействия, относящихся к данному направлению? И это несмотря на то, что, порой, само воздействие может оказаться существенным и даже превосходящим ожидания.

Т.е. возникает ситуация (почти анекдотическая), когда явление есть, а признания его - нет. Методы работают, люди ими пользуются, добиваются своих целей, а профессиональное признание, в лучшем случае, — ленится и опаздывает.

Как разрешить это противоречие? Искать ли признания или пусть оно само найдет?

Я долгое время занимался психопрактиками трансперсонального направления, проводя группы по Холотропной терапии и др. родственным дыхательным психотехникам, мне близка философия этого направления, взгляд на природу человека, близость древней мудрости и многим, зарекомендовавшим себя в веках, психотехникам.

Как рабочий психолог, я изучал грани своей профессии, знакомился с ранее незнакомыми методами психотерапии. В 98-м году я заинтересовался Системной семейной расстановкой по Хеллингеру и стал проводить группы этого направления как в клинике, в которой тогда работал, так и среди жителей Москвы и других городов.

Пару слов о методе и о его связи с нашей "трансперсональной " темой. Сам метод семейной расстановки – изначально не позиционирует себя как психотерапия трансперсонального направления и никак о ней не упоминает. И ни в теории, ни в каких разъяснениях по процедуре метода, мы не используем никакую терминологию, никакие понятия Трансперсональной психологии. Наши "рабочие" интересы не выходят за рамки семьи конкретного клиента - участника группы, да и то, информация, которую он предоставляет, ограничена самыми важными фактами, событиями из истории данной семьи.

Т.е. никакого повода рассматривать и трактовать различные явления, возникающие в ходе группы, как выходящие за рамки обычной реальности, сама процедура и теория метода в себе не таит.

И, тем не менее, происходящее на группе, невозможно объяснить, не прибегая к некоторым понятиям Трансперсональной психологии, таким как

"Расширение опыта в пределах общепринятой реальности, пространства и времени",

а именно:
1. Выход за пределы пространственных границ

(< Отождествление с другими людьми
< Отождествление с группой лиц и групповое сознание)

2. Выход за пределы линейного времени (< Опыт предков)

Здесь стоит, чтоб не оказаться голословным, сказать пару слов и создать хотя бы минимальное представление о происходящем на группе.

В начале группы я не рассказываю никакой теории (которой в методе-то, считающемся феноменологическим, собственно и нет), говорю немного то, что знаю о самом Хеллингере, о том, как будет выглядеть наша работа, и приглашаю кого-то из участников группы (клиента) рассказать, представить группе свою семейную проблему.

Он достаточно лаконично, тезисно рассказывает о своей ситуации в семье, и Мы вместе с ним определяем тех членов его семьи, которые, по нашему разумению, значимо участвуют в данной проблеме.

При этом некоторых из них клиент мог даже никогда и не видеть в своей жизни, т.к. они уже давно перешли в мир иной или по каким-либо причинам живут в других городах или странах.

Соответственно он мог не только не видеть, но и не слышать этих людей.

После этого на роль этих членов семьи выбираются исполнители из числа остальных присутствующих участников группы.

Правило выбора при этом - немудреное: собственные чувства, интуиция и сходство по половому признаку.

После этого выбранные и назначенные исполнители ролей расставляются клиентом в пространстве того помещения, в котором проходит группа. Инструкция по расстановке, которая дается клиенту - "будь чуток и руководствуйся своими ощущениями определяя место исполнителя".

Когда все исполнители расставлены, - начинается работа, в ходе которой мы пытаемся понять как кому "стоится" на его месте, какие у каждого ощущения, какие чувства и силы действуют на данного участника расстановки.

Нам это важно для построения "хорошей картинки", создания хорошего образа семьи нашего клиента, т.е. такой расстановки, в котором каждому из членов семьи и самому клиенту будет хорошо.

И возникающие реакции исполнителей ролей - это одно из явлений, объяснение и даже просто признание которых, затруднительно без тех понятий трансперсональной психологии (взятых мною у Гроффа), о которых я уже упоминал.

То, что начинают выдавать исполнители, - это действительно выход за пределы пространственных границ и за пределы времени, т.к. те чувства и те реакции друг на друга, которые начинают озвучиваться, настолько чудесно отражают реальность расставленной семьи, порой настолько глубоки и нетривиальны, что у многих возникает культурный шок.

При этом та информация, которая давалась клиентом, никоим образом не могла послужить источником для какой-то логической или иной ментальной работы по выстраиванию содержания этих реакций.

При этом они верны, соответствуют объективным данным и очень точно отражают суть происходящего в данной семье.

Это подтверждается и отношением к данным реакциям самого клиента, который как будто разгадывает или припоминает что-то из значимых событий своей семьи. Это подтверждается и самим результатом, полученным от расстановки, ибо, если б она была основана на неверной информации, на неверных реакциях участников расстановки, она вряд ли бы привела к таким позитивным результатам, к таким сильным и верным решениям. Это может быть проверено и после расстановки в разговоре с другими реальными членами семьи.

Корректное Объяснения этих явлений невозможно в рамках механистической парадигмы, но они есть и для их научного признания необходимо привлечение некоторых положений Трансперсональной психологии.

Есть еще некоторые явления, возникающие на группе, объяснение которых также требуют привлечения некоторых понятий Т.П.

Например, некоторые реальные реакции и реальные изменения у членов реальной семьи, де-факто не присутствующих на тренинге, но чьи роли были представлены в расстановке.

И человек, вернувшийся после тренинга домой, обнаруживал такие изменения в своей семье, в своих близких, как будто они каким-то образом незаметно присутствовали на расстановке, хотя на самом деле они даже ничего и не знали о ней.

Все эти явления самим фактом своего существования дают карт-бланш новой научной парадигме и трансперсональной психологии.

Теперь два слова о нашем признании и самой готовности человеческого разума принять новое мышление.

4 Участники группы, обычные люди, не отягощенные научными спорами, несмотря на то, что выдают необычные явления, - может быть, услышав о которых в другой ситуации, покрутили бы пальцем у виска, - относятся к ним без тени малейшего сомнения, с полным принятием и признанием, как само собой разумеющегося, давным-давно всем понятного и просто, в силу обстоятельств, на какое-то время забытого.

Т.е. признание принципов трансперсональной психологии – вопрос давным-давно решенный в народном сознании и решенный в ее пользу, и только ревнивые хранители принципов старой парадигмы не могут с этим смириться, ибо такое признание с необходимостью должно обернуться для них частичным признанием собственной ограниченности.

Вопрос: стоит ли ломать копья на чужом поле брани, ведомой к тому же по чужим правилам или предоставить народу самому выбрать, что ему родней?

В истории есть немало тому примеров, когда новое учение не встречало нужного понимания у коллег, становящихся в данной ситуации конкурентами, но зато получало полную поддержку у самых разных народных слоев и переживало века, победоносно шествуя по миру.

Перечислять эти события можно, начав с непризнания учения Будды индийским духовенством 25 веков назад, и продолжив некоторыми современными примерами из самых разных областей наук.


О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
1999-2024 © Мир Психологии   Качалов Владимир