Умственного развития уровень — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уровень умственного развития — это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне умственного развития может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование (см. Тесты критериально-ориентированные) дает возможность, не охватывая всего уровня умственного развития в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы возможной их ликвидации. При анализе уровня умственного развития необходимо исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, в которой проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформировавшийся у него уровень умственного развития и его умственные действия могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие уровней умственного развития обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивида по отношению к некоторым апробированным им видам деятельности. По наличному уровню умственного развития нельзя однозначно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.
|