Умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим умственные действия отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). Умственные действия могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных (см. Мышление), мнестических (см. Память) и др.), так и эмоциональных (см. Эмоции) задач. В отечественной психологии умственные действия исследованы применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т. п.). Управление процессом формирования умственных действий (см. Поэтапного формирования умственных действий концепция) открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию умственных действий находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении.
|