Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом.
Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете воли в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум (см. Рассудок и разум), мышление. Одним из первых утвердил принцип воли религиозный мыслитель Августин (354-430), согласно которому воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи и т.п.
Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым и бессознательным первоначалом, производными от которого являются все психические проявления человека. В дальнейшем под влиянием этой разновидности волюнтаризма в так называемой глубинной психологии (см. Психоанализ; Аналитическая психология) сложилось представление об иррациональном природе влечений, движущих человеческим поведением.
Сторонниками волюнтаризма являлись также немецкий философ и психолог В. Вундт, согласно которому психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте, прежде всего в апперцепции, американский философ и психолог У. Джеймс, считавший, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению ("Fiat!" (лат) — "Да будет!"), немецкий психолог Г. Мюнстербере, отстаивавший господство воли над остальными психическими функциями, и другие западные психологи конца XIX — начала XX в.
Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, а также способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей за этими актами особой иррациональной духовной сущности.
|