Барселона . Антонио Гауди . Саграда Фамилия .

Антонио Пласидо Гильем Гауди-и-Курнет (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet) — гений архитектуры, произведения которого стали достоянием Испании и всего мира. Мастер родился 25 июня 1852 года в Каталонии (Cataluña), в городе Реус (Reus) (возможно, Риудомс (Riudoms) в 4 км от Реуса), что рядом с Таррагоной (Tarragona). Гауди всю жизнь сохранял чувство родины, большинство работ в стиле модерн, имеющие причудливо-фантастические формы, находятся в Барселоне (Barcelona).
 

 
Детские годы. Семья
 
Антонио стал пятым ребенком в семье котельного мастера Франсеска Гауди-и-Серра и Антонии Корнет-и-Бертран. Вся семья отличалась слабым здоровьем. Два старших брата умерли в младенчестве, третий скончался в 1876 году, вскоре за ним — мать. Дольше всего прожила сестра.
 
Будущий архитектор также рос слабым ребенком. В раннем возрасте перенес воспаление легких, спровоцировавшее ревматический артрит. Гауди долго восстанавливался, и его первые воспоминания были связаны со словами врача о его здоровье.
 
Начиная с 1863 года, он посещает монастырскую школу в Реусе Коллеж де лос Падрес Эсколапиос. Из-за болезненности у Гауди было не так много друзей, ближайшие — Тода и Рибера. Вместе с ними он мечтал восстановить Поблет.
 
Слабое здоровье сделало доступным для Антонио всего одно развлечение — прогулки, и страсть к ним он сохранял всю жизнь. Не имея возможности играть с детьми, юный гений открыл для себя мир природы, ставший его вдохновителем при решении самых сложных архитектурных задач.
 
Во время учебы в школе у Гауди проявляется художественный талант. Он расписывает кулисы школьного театра. А в 1867 году в школьном еженедельнике «Эль Арлекин», вышедшем тиражом всего 12 экземпляров, публикуется несколько рисунков гения. В 1968 году архитектор заканчивает школу.
 
С 1869 по 1874 Гауди переезжает в Барселону и проходит архитектурные подготовительные курсы в Барселонском университете на Естественнонаучном факультете.
 
Обучение и становление
 
В 1870 году планируется реставрация монастыря Поблет, о которой так мечтал Гауди. Архитектор разрабатывается для настоятеля эскиз герба.
 
В 1873 году Гауди поступает Провинциальную школу архитектуры в Барселоне.
В 1876 году умирает старший брат и мать архитектора.
К моменту окончания школы архитектуры в 1877 году создано огромное количество эскизов и проектов: причал для судов, Центральная больница Барселоны, ворота кладбища.
 
Сам Гауди впоследствии утверждал, что искусство — это дар, который может передаваться по наследству, и что «его способность пространственного представления унаследована им от трех поколений медников, предков по отцовской линии».
 
В обыденной жизни замкнутому, малообщительному парню не везло. В школе его считали середняком, хотя признавали, что он великолепно рисовал. Получив специальное образование и заказ на строительство в испанском городе Матаро, Гауди там же встретил и свою первую любовь.
 
К сожалению, а может быть и к счастью для потомков, его роман закончился драматично. Гауди бросил свою невесту, не пожелав слушать никаких объяснений, стоило ему лишь узнать о ее случайной встрече в поезде с бывшим одноклассником.
 
Позже девушка вышла замуж за другого, а Гауди остался холостяком и всю жизнь приходил в бешенство при виде целующихся влюбленных. Еще в 1877 г., когда Гауди окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне, директор при вручении диплома заметил: «Джентльмены, перед нами или гений, или сумасшедший!» Примечательно, что понятие гениальности было применено к нему так рано.
 
Вплоть до 1882 года, пока Гауди трудился чертежником под началом Франциско Вильяра и Эмилио Сала, он изучал ремесла, создавал мебель для собственного дома и выполнял другую мелкую работу. За это время участия в конкурсах не приносили результатов.
 
В 1878 году Гауди, наконец, заметили, и он получает первый общественный заказ — уличный фонарь Барселоны. Уже в 1879 году проект был реализован.
 
15 марта 1878 года Гауди становится дипломированным архитектором. В этом же году поступает заказ от Эстеве Комелья на оформление витрины магазина перчаток. Результат привлек внимание промышленника Эусебио Гуэля. Этот же период отмечен работой над проектом поселка в Матаро для рабочего кооператива, его даже экспонировали на Всемирной выставке в Барселоне.
 
Гауди уделяет внимание изучению старых памятников архитектуры в окрестностях Барселоны. Архитектор посещает экскурсии вместе каталонским «Центром экскурсантов», членами каталонской Ассоциации архитекторов. В это время поступает первый крупный заказ на строительство особняка от Мануэля Висенса-и-Монтанера.
 
В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, из-за неудачной личной жизни на старости лет стал женоненавистником. Детей у мастера не было.
 
Гауди отличался невыносимым характером и своенравием. Не имея других родных, он буквально терроризировал свою племянницу, не разрешая ей встречаться ни с одним молодым человеком. Ученики признавались, что возражать Гауди было абсолютно невозможно: это грозило исключением из мастерской.
 
Работавшие с ним архитекторы исполняли роль исключительно подсобных рабочих: никакие их предложения он в расчет не принимал и даже не выслушивал. На его лице словно было написано слово «деспот». Собеседников с первого взгляда поражало высокомерно-надменное выражение с упрямым подбородком и мрачно сдвинутыми к переносице бровями. Мастера уважали и побаивались, так как он всегда был резок, эксцентричен и замкнут.
 
Ранние воспоминания доносят до нас «образ прекрасно одетого и отманикюренного Гауди-студента». Возможно, что такой «фешенебельный имидж» помогал молодому архитектору увереннее чувствовать себя в обществе.
Но вскоре от бывшего щегольства и антиклерикализма не осталось и следа. Его внешний вид и одежда стали подчиняться одному принципу — чтобы было удобно: бесформенный костюм и туфли, сделанные из корней кабачка.
Превратившись в глубоко религиозного человека, он соблюдал все посты, а пища его состояла в основном из сырых овощей, оливкового масла, орехов, меда с хлебом и родниковой воды. Излишне фанатично относясь к религиозной практике, в 1894 году во время Великого поста Гауди подверг себя столь суровой аскезе, что некоторое время после этого вынужден был находиться на постельном режиме.
 
Гауди, можно сказать, жил и творил на стройке. Он не интересовался ничем, кроме работы, не заботился о получаемых доходах, утверждая: «Люди делятся на два типа: люди слова и люди действия. Первые говорят, вторые действуют. Я из второй группы».
 
С 1914 года Гауди оставил работу над частными заказами и целиком посвятил себя строительству своего последнего шедевра — храмового комплекса «Святое семейство» в Барселоне. Официально архитектором этого проекта он был назначен в 1884 году. Он смело взял на себя руководство уже начавшимися работами и стал возводить невиданное и неслыханное сооружение со 170-метровыми башнями, фантастическими формами, спиральными лестницами, с мозаикой из венецианского стекла.
 
Не думая ни о чем другом, архитектор «свято верил в свое мессианское предназначение. Он жил отшельником в своей мастерской на строительной площадке и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство храма. В эти годы он жил только своим детищем».
 
Желая достовернее запечатлеть жизненную правду, он снимал отливки с мертворожденных младенцев, чтобы изобразить на фасаде детей, умерщвленных по приказу Ирода. Эти гипсовые трупики, подвешенные рядами под потолком его мастерской, наводили ужас на рабочих.
 
Коллеги-архитекторы называли исключительно своеобразный стиль Гауди «священной уродливостью». Поистине надо было быть гением, чтобы решиться построить причудливой формы дом со змеевидно извивающимся фасадом и на жалобу жильцов, что в квартиру по кривым коридорам нельзя занести пианино, отвечать: «Играйте на скрипке».
 
На примере этого сооружения можно увидеть, насколько кропотливой и сложной была работа Гауди как архитектора-строителя. Сначала он изготовил макет дома в масштабе 1:10. Затем изобразил на волнистой поверхности фасада все изгибы и выступы.
 
После этого макет был распилен на части, которые распределили по соответствующим точкам строительной площадки, чтобы каменщики могли видеть те образцы, которые им предстояло высекать. Чертежи отдельных деталей делались в натуральную величину и тоже разносились по разным участкам дома.
 
Трагически-нелепая смерть старого архитектора, сбитого трамваем в нескольких шагах от своей строительной площадки, по-своему закономерна.
Постоянно углубленный в разработку все новых замыслов, Гауди мало обращал внимания на окружающее. 7 июня 1926 года ровно в 17 часов 30 минут Гауди покинул строящийся, но уже ставший знаменитым собор «Саграда Фамилиа» и, как всегда, пошел на вечернюю исповедь.
 
Как гласит легенда, в этот день в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Водитель потом оправдывался, что какой-то пьяный бродяга по своей вине оказался на его пути. Документов с собой у него не было, в карманах нашли только Евангелие и горсть орехов, а кальсоны держались на английских булавках.
 
Через трое суток от полученных травм Гауди скончался в приюте для бездомных. Его должны были похоронить в общей могиле, но архитектора случайно опознала какая-то женщина.
 
По специальному разрешению Папы Римского Антонио Гауди похоронили в крипте собора «Саграда Фамилия».
Гауди до конца дней сохранял ясность ума, однако нельзя не отметить чрезмерную рассеянность гения.
В диагностическом плане у Гауди можно предположить наличие шизоидного расстройства личности.
 
Sagrada Familia.
 
Вот сюда мы приехали сразу в первый вечер , было уже темно , но мы долго сидели на скамеечке перед храмом .
 

 

 

 
В какой-то момент Алик говорит : "Ну не знаю , какой-то он тёмный , непонятный " . На улице даже не сумерки - ночь ! Mega_shok Туше !
 

 

 

 
Два следующих солнечных дня ,как не странно , его мнение изменили ! Smile
 

 
Саграда Фамилия – поразительный по красоте храм Барселоны, являющийся главным творением Антонио Гауди. Башни собора Святого Семейства хорошо видны издалека: они возвышаются над множеством домов города. Знаменитый архитектор посвятил созданию фантастических интерьеров и фасадов храма не одно десятилетие, однако его строительство до сих пор не закончено.
 

 
Саграда Фамилия – один из самых известных долгостроев в мире; в настоящее время окончание работ планируется к 2026 году.
 

 

 
Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка.
 
«По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо.
 
На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.
 

 

 

 
Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно.
 
При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог».
 
Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики.
 

 

 

 

 
В храме Саграда Фамилия он «насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.
 

 

 

 
Первым архитектором стал Франсиско дель Вильяр, именно он заложил в 1882 году первый камень в основание храма.
Sagrada Familia должна была выглядеть как неоготическая базилика в форме креста. Была спроектирована большая аспида с 7 часовнями. Однако не прошло и года как архитектор, рассорившись с заказчиками, потерял работу.
 
Практически сразу проект поручили Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet), который внес изменения, отказавшись от неоготики и модерна. Верный своему принципу гармоничного сочетания строения и природного ландшафта, Гауди посчитал, что Sagrada Familia должна выглядеть как песочный замок.
 

 

 

 
Архитектор был убежден, что человеческий эксперимент не должен превышать размеры природного окружения, поэтому центральный шпиль Искупительного храма не должен был возвышаться более, чем на 170 метров. Гора Монжуик, находящаяся рядом, ровно на метр выше.
 

 

 
Через 7 лет у Sagrada Familia появилась крипта, заложенная ещё дель Вильяром. Задумывался Храм Святого Семейства как энциклопедия по Евангелию.
Возведение Sagrada Familia происходило очень медленно, потому что строительство велось только на деньги прихожан. В то время, пока строилась аспида, неожиданно поступило достаточно большое количество средств и первоначальный план претерпел изменения.
 
Изначальная форма креста сохранилась, но появилась возможность добавить несколько монументальных башен.
 
Очень большое внимание Гауди уделил и деталям, украшающим Sagrada Familia, разнообразным декортивным элементам.
 

 

 

 

 
Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет.
 

 
Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.
 

 

 

 

 
Архитектура храма Саграда Фамилия
 

 
Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова.
Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов.
Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу.
При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов.
 
Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.
 

 

 
Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.
 
В начале двадцатого века Sagrada Familia постепенно приобретала тот вид, что сейчас знаком каждому, увлекающемуся историей Барселоны.
 

 

 
В 1909 году Гауди принял решение, что при Храме Святого Семейства необходимо построить церковно-приходскую школу. Через год строительство было завершено и получило совершенно необычную конструкцию – криволинейная кровля и стены придавали ей особенную прочность. К фасаду Страстей приступили уже после смерти Антонио Гауди.
 

 
Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и иронично называют «Звездными войнами».
И правда общий вид напоминает очертания космического корабля,
 

 
а это пришельцы
 

 
На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение.
 
Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.
 
Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро.
 
Строительство фасада Рождества было завершено в 1925 году. Гауди сам смог закончить задуманное, остальная часть Sagrada Familia принадлежит его последователям. Несомненным украшением Sagrada Familia является 100-метровая колонна Святого Варнавы.
 
В 1926 году 7 июня произошло трагическое событие в истории города. К сожалению, этот день показал, что бедно одетый человек не может рассчитывать на достойное лечение. Гауди был сбит трамваем, так как он выглядел, как бедняк, то в больнице, в которую его отвезли, ему оказали лишь минимальную помощь. 8 июня он был найден капелланом Саграда Фамилия, но начинать лечение было уже слишком поздно и 10 июня 1926 года архитектор скончался.
 
Гауди был похоронен в крипте строящегося храма, чтобы он мог наблюдать за строительством даже после смерти. Естественно, это событие повлияло на ход строительства. Барселона скорбит до сих пор, ведь гений Гауди неповторим.
 
Антонио Гауди погиб, но строительство Sagrada Familia продолжилось, в 1926 году самый талантливый ученик — Доменек Суграньес — удостоился такой чести и занялся дальнейшим строительством Храма.
 
Строительство Sagrada Familia после смерти Антонио Гауди
 
В период 1927-1930 годов были достроены 3 оставшиеся колонны фасада Рождества. Во время гражданской войны 1936 года строительство было приостановлено, осложнил процесс стройки еще и тот факт, что чертежи, сделанные Гауди, сгорели в этом же году. Лишь через несколько лет стройка была возобновлена, но уже без талантливого ученика, который умер в 1938 году.
 

 

 

 

 
1952 год стал для Sagrada Familia очень важным, возобновилось строительство. Саграда Фамилия получила новую лестницу и подсветку. Достраивали фасад Рождества. Через два года решено было начать строительство фасада Страстей, в этот период пользовались чертежами, сохранившимися от Гауди, в храме была достроена крипта, которая стала основанием для музея, посвященного Саграде Фамилии и выдающемуся архитектору.
 

 

 

 
Башни, украшающие фасад Страстей, были достроены к 1977 году, четыре башни гордо вознеслись к небу. Sagrada Familia начали украшать в этот период скульптурами и витражами, это оказалось длительным процессом. Воскресение Иисуса Христа стало основой для витражей.
 

 

 

 

 
Последние годы Sagrada Familia строится достаточно быстро, но при этом интенсивном возведении построены лишь трансепты и неф, их фасады и своды.
 

 

 

 

 
В 2010 году была достроена апсида и средокрестие. На них возводятся 2 башни. Главная 170-метровая башня, украшенная крестом –символизирует Иисуса Христа. Башня над апсидой посвящена Деве Марии.
 

 

 

 

 

 
Интересные факты о Sagrada Familia
 
1. Проект строительства Sagrada Familia предполагает появление еще четырех башен, высотой 120 метров каждая, посвящены будут Евангелистам. Саграда Фамилия должна принять окончательный вид к 2026 году, именно этот год называется годом окончания стройки. Окончательный вид получит к тому времени фасад Славы.
 
2. Великолепие и необычные формы Храма Святого Семейства привлекают туристов не только снаружи, но и внутри. Антонио Гауди задумал отсутствие прямых линий и всего того, что противоестественно природе. Великий архитектор осознавал, что не сможет завершить задуманное, поэтому многое прорисовал на чертежах. Эллипс, коноид, гиперболоид и геликоид давали мастеру необходимую конструкцию, именно такие соединения деталей и видны внутри.
 
3. Последние годы строительство Саграда Фамилии ведется с большим успехом. Средства на ведение строительства собираются достаточно интенсивно, причем поступают они часто и от представителей других конфессий. Возведение Храма Святого Семейства осложняется тем, что каждый каменный блок подлежит особой обработке, даже компьютерная модель очень долго обрабатывается.
 
Я конечно столько слышала о Саграда Фамилия, видела очень много фотографий, читала, но НИЧЕГО не может сравнится с тем, что ты видишь ВЖИВУЮ! Все настолько грандиозно и величественно, у меня голова кружилась , ходила и обалдевала от увиденного .
 
Так волновалась , что воздуха не хватало – блин , я всё таки это вижу !!! Сумасшедшая фантастика !
Немного сбила пафос лёгкая паника на башне при спуске по ступенькам . Наверх мы поднялись в закрытом лифте , а назад такой возможности нет , только пешком .
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Пока стены были с двух сторон было не так страшно . Очень узенький надо сказать спуск , я сумкой по стенкам цеплялась .
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Но вдруг стена одна пропала , зато слева появилась черная дыра , она же пропасть , уходящая в бесконечность .
 

 

 

 

 
И лёгкая паника быстренько начала стремительно набирать обороты в сторону сильной истерики : потные ладошки,судорожно перебирающие перильца, и дрожащие коленки кое-как добрели до земной тверди , но вот , что там было за окошками по пути я точно не видела – спускалась как трясущаяся сомнамбула . Confused
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Любопытно посмотреть, как бы выглядел храм, если бы его достроил Гауди. Уж очень отличаются фасад Рождества и фасад Страстей по исполнению, стили совершенно разные.
 
Фасад Страстей – это конечно жесть . Я долго стояла чисто в шоке , чистый авангард . Фасад Гауди похож на песочный замок и одновременно на подводную пещеру. С противоположной стороны прям космос. Гауди конечно сделал макеты и чертежи, но часть из них была уничтожена во время Гражданской войны. Может быть в этом дело. Но контраст прост сногсшибательный ...
модератор
  • Регистрация 29.10.2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 097
  • Блог 116
  • Рецепты 116
Сб, 21 май 2016 20:22

  • Просмотров — 4652
  • Комментариев — 0
  • Оценок — 0
  • Нравится — 0

Разместить комментарий

Добавить новую запись