Интервью (от англ. interview — беседа, встреча) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью можно выделить три основных этапа развития: а) применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций; б) использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов интервью и достоверности получаемой информации; в) современный этап характеризуется координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации.
Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.
В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются клиническое и диагностическое интервью.
|