Массовидные явления (ситуативные синонимы: стихийное массовое поведение; коллективное поведение) — сходство психических состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма (см. Конформность) эмоционального резонанса (циркулярная реакция). К массовидным явлениям относят многообразные виды поведения толпы, слухи, моду, массовые политические движения и т. д.
Массовидные явления были из числа первых феноменов, попавших в сферу интересов зарождавшейся социальной психологии. Их систематическое изучение было начато в рамках двух независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии: психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Парето). В России конца XIX — начала ХХ веков массовидные явления изучались М. Г. Михайловским (субъективная социология), В. М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевским (гелиопсихология).
В настоящее время массовидные явления — предмет исследования психологии больших групп, политической психологии, психологии пропаганды, психологии маркетинга.
|